Вт 16 Июл 2013 | 1737

Интервью директора Департамента информационных технологий и связи Романа Ивакина ИТАР-ТАСС

Роман Ивакин: " Мы достигли некий базовый уровень, на основе которого возможно дальнейшее развитие. И это видит огромное количество граждан, которые с этого года начали получать целый набор услуг в электронном виде."

- Какова в принципе глубина рынка информатизации здравоохранения в масштабах страны? Какие перспективы?

- В 2009 году, когда мы обсчитывали самый первый проект единой информационной системы, получилось, что информатизация всего российского здравоохранения тогда стоила 75-90 млрд. рублей. Такой объем средств нужно было бы затратить в тот момент, чтобы такая система заработала. Потом случились кризисные годы. Финансирование то планировалось, то отменялось. Но за этот год процесс информатизации здравоохранения наконец сдвинулся с мертвой точки, и сейчас я могу сказать, что компьютеры и доступ в Интернет есть во всех государственных медицинских учреждениях по всей стране.

- Неужели в каждой сельской поликлинике у каждого врача и компьютер на столе, и выход в сеть?

- Надо понимать, что я говорю о всех юридических лицах, то есть о головных учреждениях, а не о филиалах. Пока мы дошли не до каждого фельдшерско-акушерского пункта (ФАП), но 100% головных учреждений с этого года компьютеризировано (ИТАР-ТАСС: в результате процесса укрупнения в России появилось около 10 тыс. головных лечебных учреждений, всем остальным предан статус филиалов).

Мы достигли некий базовый уровень, на основе которого возможно дальнейшее развитие. Мы тронулись с мертвой точки и это видит огромное количество граждан, которые с этого года начали получать целый набор услуг в электронном виде.

Так, федеральным сервисом электронной записи на прием к врачу с 1 декабря воспользовалось более 12 млн. человек.

- В некоторых регионах - например, в Москве, - услуга электронной записи существует значительно дольше года. С введением единой государственной информационной системы ее внешний вид или сервисы как-то изменятся?

- Наша задача унифицировать многочисленные разрозненные информационные сервисы, работающие в различных частях страны. Организация электронной записи, например, это задача региональных властей, и везде она решена по-разному, используется различное программное обеспечение. Наша задача интегрировать все региональные сегменты в единую информационную систему и наладить работу. Через федеральный сегмент регионы обмениваются информацией друг с другом и обеспечивается взаимодействие с Единым порталом государственных услуг. Регионам гораздо проще организовать взаимодействие с одним «партнером» - федеральным сегментом, чем организовать обмен «каждый с каждым» и еще каждому с ЕПГУ.

Сейчас все лечебные учреждения уже объединены федеральной сетью, мы в Минздраве «видим» все расписания врачей терапевтического профиля по всей стране, видим занято конкретное время в конкретный день или свободен, актуализируется расписание или нет. Кроме того мы синхронизируем эту информацию с данными федерального портала госуслуг, который запустил Минкомсвязи. Поэтому сейчас записаться к врачу гражданин может используя один из нескольких сервисов – через ЕПГУ, через региональный сервис или просто в поликлинике через инфомат или окошко регистратуры. В любом случае очередь одна и никаких накладок по времени, на которое вам назначен визит, быть не должно.

Такая интеграционная схема позволила избежать большого объема переделок местных компьютерных системах и позволила всем 83 субъектам Федерации объединиться и взаимодействовать друг с другом.

- Как будет развиваться ЕГИСЗ в следующем году? Какие новые сервисы появятся?

- Будет развиваться система электронной записи. Сейчас мы видим запись к врачам так называемого первичного звена – к терапевтам и педиатрам, но в дальнейшем мы сможем точно так же отслеживать и запись к специалистам, на прием к которым пациента должен записать врач первичного звена.

Но самая сложная задача, которую мы сейчас видим вообще в информатизации здравоохранения – это создание электронной медицинской карты пациента. Сложная она, во-первых, потому, что ее выполнение требует значительного времени. Учитывая, что по статистике за год лечебные учреждения посещает не более 25% застрахованных в ОМС граждан, только через 4-5 лет мы сможем заполнить электронные карты на большинство граждан России. При этом в первую очередь мы планируем сконцентрировать усилия на новорожденных и детях, а также гражданах, проходящих диспансеризацию.

Во-вторых, необходимо сформировать универсальность заполнения этого главного документа пациента. Мы сейчас разрабатываем набор обязательных полей, начиная с имени, фамилии и даты рождения и заканчивая диагнозом и назначениями врача. Перечень обязательных полей уже проходит согласование руководителями ведущих федеральных лечебных учреждений. В некоторых регионах уже работают разрозненные системы ведения электронных карт больных, их предстоит также уточнить с учетом единых требований.

- Какие преимущества тотальная информатизация медицины даст пациентам?

- Все решения и действия врача будут задокументированы и личная ответственность врача за их принятие не будет смазана, например, за свет неразборчивого почерка или пропавших из карточки анализов. К тому же, что бы с вами не произошло, где бы вы не оказались, врач любого государственного лечебного учреждения сможет получить полую информацию о вашем состоянии здоровью, обратившись к вашей электронной карточке. Информация об аллергических реакциях, хронических заболеваниях, перенесенных операциях, группе крови и многое другое может спасти жизнь многим пациентам, оказавшимся в экстремальной ситуации.

Полный текст и источник: https://www.rosminzdrav.ru/health/105


Назад к новостям