О необходимости в информатизации сферы здравоохранения говорится уже давно. В прошлые годы выделялись немалые суммы (например, в 2011 г. на ИКТ было потрачено свыше 24 млрд руб.) на те или иные проекты, однако многие из них далеки от завершения. Причина, возможно, кроется в том, что Минздрав на протяжении десяти последних лет лихорадило — довольно часто менялись и министры, и ответственные за ИТ. Часто переписывалась и концепция информатизации здравоохранения, что только отодвигало сроки реализации проектов. В итоге регионам самим приходилось вертеться, чтобы собственными силами начать реализацию ИКТ-проектов в здравоохранении. Впрочем, развитию Единой государственной информационной системы в здравоохранении в целом это не сильно помогло. По сути, ее внедрение началось лишь в прошлом году.
Омрачает ситуацию и то, что, по исследованиям Росстата за 2011 г., персональными компьютерами оснащено 98% лечебных заведений и 94% из них подключено к интернету, однако если взглянуть на реальные показатели обеспечения машинами всех рабочих мест врачей, то выясняется, что на деле на 100 работников приходится всего 18 ПК, а к сети подключено менее половины из них. Дело осложняется тем, что сами врачи и обслуживающий персонал предприятий здравоохранения не стремятся осваивать для себя пока новые технологии. Сегодня ситуация далеко не везде улучшилась.
Среди еще не до конца решенных задач Роман Сафронов, заместитель директора Департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения России, обозначил следующие: разумное финансирование проектов ЕГСИЗ (на будущий год на поддержку системы информатизации здравоохранения по предварительным данным потребуется около 1,5 млрд руб.), интеграция региональных и федеральных систем, реализация ряда дополнительных проектов, связанных с электронным документооборотом и введением нормативных положений, которые бы обеспечили идентификацию и верификацию тех или иных документов, а также запуск в начале 2014 г. на портале госуслуг личного кабинета пациента с доступом к ряду медицинских документов и т. н. «дневником», где можно фиксировать некоторые данные о состоянии здоровья (например, температуру, давление и др.). При этом предполагается, что уже внедренные ИС меняться не будут, хотя их, вероятнее всего, придется «научить» обмениваться унифицированными данными с другими отраслевыми системами.
В настоящее время и на федеральном, и на региональном уровнях стоят задачи улучшения качества работы электронной регистратуры, для чего ряд регионов задействуют специализированные системы мониторинга. Для решения всех обозначенных задач одних только технологий, оборудования и софта не достаточно — тормозом на пути является отсутствие единых справочников для Единой государственной информационной системы в здравоохранении, утвержденных национальных стандартов в сфере телемедицины, обучающих и методических материалов, позволяющих людям в белых халатах разговаривать на «ты» с компьютерами. Кроме того, региональные подразделения госвласти нередко сталкиваются с тем, что вендоры и интеграторы не всегда понимают специфику работы предприятий здравоохранения.
Как пояснил Алексей Шепилов, ответственный секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, представляя недавно стартовавший проект информатизации диспетчерских служб для обслуживания санитарного автотранспорта, даже неправильный подход к интерфейсу приложений может свести на нет эффективность от ИКТ. Занятые сегодня в проекте компании, в частности «Ростелеком», использовали подходы к дизайн и юзабилити программ, схожие с решениями для электронного правительства, и совершенно не учли тот факт, что диспетчерским службам нередко приходится работать в режиме аврала и от скорости принятия решений нередко зависит жизнь людей.