О важности этой задачи говорит также и тот факт, что Правительство РФ выделяет на информатизацию здравоохранения около 24 млрд. руб., которые пойдут в субъекты федерации в ближайшие два года.
По словам Олега Симакова, проект информатизации будет осуществляться в четыре этапа:
- 2009—2010 гг. — нулевой этап, в рамках которого осуществляется разработка системного проекта и концепции развития информатизации в здравоохранении;
- 2011—2012 гг. — внедрение электронной медицинской карты, удаленной записи к врачу и ряда других решений;
- 2012—2015 гг. — наполнение электронной медицинской карты информацией. Внедрение технологии сбора информации с рабочих мест каждого лечебного учреждения, ведение паспортов ЛПУ, использование регистра медицинского персонала;
- 2015—2020 гг. — полноценная работа всех медицинских учреждений в автоматизированном режиме.
В настоящее время специалисты Минздравсоцразвития совместно с экспертами из медицинского сообщества и разработчиками медицинских информационных систем (МИС) готовят первую редакцию электронной медицинской карты. “Честно скажу, процесс идет очень тяжело. Но он идет, и я надеюсь, что в самое ближайшее время мы сможем использовать эти результаты как исходные данные для разработки МИС”, — подчеркнул Олег Симаков.
Проект информатизации здравоохранения оценивает стоимость перехода ЛПУ к использованию электронной медицинской карты в пределах 3—3,5 млн. руб., необходимых для внедрения стандартной МИС. Такая система, как считают в Минздравсоцразвития, помимо набора стандартных функций, должна отвечать двум основным требованиям: поддержка единой электронной медицинской карты и единых классификаторов.
Сегодня на медицинском ИТ-рынке работает большое количество разработчиков, каждый из которых предлагает свой вариант МИС. Однако, как говорится в концепции развития российского здравоохранения до 2020 г., существующие информационные системы представляют собой комплекс разрозненных автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду. В результате возможности интеграции программных решений весьма ограниченны.
В проекте предполагается, что при введении единой информационной системы министерство предоставит все необходимые данные для того, чтобы разработчики могли доработать свои системы. По мнению г-на Симакова, большая часть созданных в России систем может быть легко доработана до стандартных требований. “Это очень важно, так как во многих регионах страны уже есть успешный опыт внедрения и функционирования компьютерных и информационных технологий в здравоохранении”, — подчеркнул он.
Олег Симаков также рассказал, что сейчас впервые в российском здравоохранении ведется работа по созданию регистра медицинского оборудования, который должен обеспечить внятную классификацию всех имеющихся технических средств. Такая классификация позволит понять, что уже есть в наличии в том или ином ЛПУ и что нужно докупить. В паспорте будет отражаться процент амортизации, интенсивность использования и другие сведения.
Кроме того, разрабатывается регистр медицинского персонала. На сегодняшний день более полутора миллионов сотрудников отрасли уже присутствуют в этом реестре, осталось внести меньше 20%. Тогда, как считают в Минздравсоцразвития, станет ясно, как планировать развитие персонала. “В настоящее время у нас есть понимание, как совершенствовать работу в этой области. Мы наладили очень хорошее взаимодействие с компаниями “1С” и “Парус”, которые за счет своих средств подготовили механизмы выгрузки информации из кадровых подсистем”, — сказал Олег Симаков. В этой связи следует отметить, что при реализации программ модернизации здравоохранения министерство отдает предпочтение отечественным разработчикам, полагая, что сегодня именно эти две российские компании имеют достаточный потенциал для реализации задач в сфере информатизации в полном объеме и на федеральном уровне.
Аналогичная работа проводится в части выгрузки основных средств, что позволит облегчить заполнение паспортов лечебных учреждений и контроль за вводимой информацией. “Мы хотели бы, чтобы изменения вносились в массивы данных по мере их появления, — говорит г-н Симаков. — Благодаря этому составление отчетности будет представлять собой всего лишь формирование отчета из базы данных. В октябре текущего года мы приступаем к внедрению системы управления классификаторами отрасли. И нам потребуется не менее трех месяцев, чтобы она нормально заработала”.
В Минздравсоцразвития полагают, что, введя в действие паспорт ЛПУ, регистр медперсонала и электронную медицинскую карту, можно будет перейти от отчетности к аналитике, т. е. к формированию из электронных массивов всего набора статистической информации, которую сейчас в огромном количестве лечебные учреждения предоставляют в органы управления здравоохранением. И это обеспечит значительную экономию сил и средств в рамках лечебного учреждения. Согласно экспертной оценке, средний заведующий отделением тратит сегодня от 5 до 15% своего времени на оформление разного рода документации, тогда как на деле его основная обязанность — управление врачебным процессом. С помощью информатизации удастся значительно снизить эти цифры, уверены в министерстве.
По словам Олега Симакова, в нашей стране насчитывается около миллиарда посещений лечебных учреждений в год. Для каждого такого посещения выполняются операции, связанные с отображением этого посещения, т. е. ведутся рутинные записи на бумаге, которые впоследствии трудно обработать. “Может быть, кому-то утверждение, что вводить в компьютер данные легче, чем записывать их на бумаге, покажется чересчур оптимистичным, но я уверен, что если грамотно продуман интерфейс, то скорость занесения корректной информации повышается по сравнению с записью на бумажный носитель разными почерками, которые, к сожалению, не всегда читаются”, — заявил Олег Симаков.
Вместе с тем он отметил, что предоставление медицинским работникам удобного интерфейса — сложная задача. Везде работают разные специалисты, поэтому на сегодняшний день у нас в стране нет универсального предложения по автоматизированному рабочему месту врача.
Еще одна сложность проекта информатизации здравоохранения связана с высокой стоимостью информационных технологий. В министерстве посчитали, что в настоящее время расходы на ИТ составляют 1,5—7% всех затрат ЛПУ, что является средним отраслевым показателем.
“Информационные технологии — дорогое удовольствие, и по аналитическим данным, медицинские учреждения в Европе расходуют ежегодно на информатизацию от 2 до 5% оборотных средств. У нас получается такая же пропорция, но при этом хотелось бы отметить, что зачастую информационные системы покупаются, но не используются должным образом в работе. Всего один год активного применения установленных и вновь развернутых информационных систем позволил нашему учреждению заработать более 100 млн. руб. и привлечь на лечение дополнительно более 15 тыс. пациентов” — так охарактеризовала ситуацию главный врач Клинической больницы Управления делами Президента РФ Елена Яшина.
Она также подчеркнула, что любая информатизация бизнес-процессов делает их прозрачными, но не каждый готов это увидеть. В результате информатизация получает стойкий саботаж со стороны тех, кого пугает подобная прозрачность. Так что требуется “административное мужество”, чтобы не просто увидеть истинную картину, но и конструктивно исправить выявленные недостатки. “Реализовать масштабный проект по информатизации здравоохранения возможно только при жестком решении со стороны руководства отрасли и главных врачей на местах”, — заявила г-жа Яшина.
Кроме того, отсутствие прозрачности в российском здравоохранении препятствует организации автоматизированного обмена информацией о лекарствах между субъектами, считает президент группы компаний РЛС (“Регистр лекарственных средств России”) профессор Геннадий Вышковский. Этому вопросу уделяется серьезное внимание в ряде стран — США, Великобритании, Австралии. РЛС расширяет структуру своей базы, вводя в качестве номенклатурной единицы код упаковки и код серии препарата. В компании убеждены, что введение данной системы позволит автоматизировать учет лекарственных средств и поднимет на новый качественный уровень информирование населения. В результате цены на лекарства должны упасть и станет легче отслеживать контрабанду.
В заключение Олег Симаков сообщил, что в октябре 2010 г. стартуют пилотные проекты по информатизации в федеральных медицинских учреждениях. Апробация этих проектов будет длиться до июля следующего года. “Чтобы это был полноценный эксперимент, мы будем реализовывать две архитектурных модели — SaaS и SOA. Главное, что будет характерно для обеих моделей, — это переход на тонкий клиент, что позволит уменьшить затраты на оборудование, на защиту данных и на ряд других параметров системы. Мы считаем, что такое решение даст не менее 30—35% экономии общих расходов. А если нам удастся в полном объеме реализовать предполагаемые выгоды от внедрения технологии SaaS, то возможна и большая экономия”, — пояснил Олег Симаков.
Он также пообещал, что на последующих ежегодных форумах будет рассказывать о реальных результатах, полученных за прошедший период.