Пн 18 Окт 2010 | 1439

Социальные сети в здравоохранении

Тема июльского номера журнала Computer (IEEE Computer Society, Vol. 43, No. 7, 2010) – электронное здравоохранение (e-health).

В четырех из шести больших статей номера обсуждается применение ИТ для преодоления углубляющегося кризиса здравоохранения, снижения расходов и обеспечения своевременной медицинской помощи. Первая статья тематической части номера называется «Управление здравоохранением на основе социальных сетей» (Managing Healthcare Through Social Networks) и написана Мари Кармен Доминго (Mari Carmen Domingo).

Чтобы считать свою жизнь прожитой успешно, нужно «оставить мир после себя чуть-чуть лучше, хотя бы на одного здорового ребенка» – этому критерию, безусловно, отвечает Карен Парле (Karen Parles), основательница сайта lungcanceronline.org. После того как в 1998 году у нее был диагностирован немелкоклеточный рак легких, Парле открыла этот сайт, который и теперь продолжает оказывать помощь и поддержку всем людям, страдающим от разных видов рака легких.

Сайт Парле – один из многих примеров реальной пользы движения Health 2.0, которое началось в 2004 году в результате возросшего доверия к Интернету как к источнику медицинской информации. В Health 2.0 используются социальные программные средства для содействия сотрудничеству пациентов, лиц, ухаживающих за больными, медицинских работников и т.д.

На рис. 1 приведены результаты опроса, проведенного с целью определения того, как часто люди ищут медицинскую информацию в режиме онлайн: 65% участников опроса пытались получать такую информацию за последний год хотя бы раз в месяц.


Рис. 1. Частота, с которой часто люди ищут медицинскую информацию в режиме онлайн


Интерес исследователей к социальным сетям здравоохранения оправдан, поскольку они обеспечивают активную платформу для обмена идеями, обсуждения симптомов заболеваний и вариантов их лечения, что может способствовать улучшению ухода за больными. Однако одновременно с этим возникает ряд вопросов. Полезна или опасна «медицина с активным участием больных» (participatory medicine)? Насколько опасна утрата конфиденциальных данных или использование неточной информации? Что могут обеспечить социальные сети, на что неспособны традиционные ресурсы здравоохранения? Ответы на эти вопросы помогут определить, каким образом можно использовать социальные сети для совершенствования здравоохранения.

Статью «Обеспечение пациентов интеллектуальной технологией» (Empowering Healthcare Patients with Smart Technology) написали Бриджитт Пиниевски (Brigitte Piniewski), Йохан Маскенс (Johan Muskens), Леонардо Эстевец (Leonardo Estevez), Рэнди Кэрролл (Randy Carroll) и Рик Кноссен (Rick Cnossen). Представим себе, что некто Боб является сообразительным служащим высокотехнологичной компании, вырос как заядлый пользователь Интернета и пристрастился к электронике с малых лет. Хотя Бобу всего 20 лет и он следит за своим весом, ему недавно диагностировали сахарный диабет второго типа. Следовательно, ему придется внести свой вклад в рекордно высокие в этом году в США затраты на здравоохранение. По данным последнего исследования компании Towers Perrin, в 2010 году затраты предприятий на медицинское обслуживание служащих возрастут на 7% и достигнут в среднем 10 тыс. долл. в расчете на одного человека. Сегодня молодые люди с таким диагнозом не редкость, хотя всего два поколения тому назад это поразило бы медицинское сообщество.

В семье Боба были случаи заболевания диабетом, но в семейной истории нет ничего необычного (двоюродный дедушка заболел диабетом за год до ухода в возрасте 88 лет), скорее всего, Боб стал жертвой проблемы постоянного накопления неконтролируемых микрособытий, таких как неправильное питание и отсутствие физической нагрузки, приводящих к преждевременному появлению сахарного диабета второго типа. Деятельность некоммерческого консорциума Continua Health Alliance, включающего около 240 компаний, направлена на сокращение расходов на здравоохранение и совершенствование результатов. Консорциум разрабатывает технические рекомендации для обеспечения интероперабельности персональных систем телемедицины, что позволит людям отслеживать во времени вредоносные микрособытия и своевременно корректировать свой образ жизни. Обеспечивается сертификация систем телемедицины на предмет их совместимости с другими решениями, сертифицированными Continua Health Alliance. Кроме того, консорциум работает с госструктарами, обучает высокопоставленных политиков методам анализа затрат и получения выгод, а также поставляет им требуемое оборудование, представляет продукты консорциума на международных форумах и способствует установлению контактов между производителями и потребителями.

Авторами статьи «Использование распространенных технологий для совершенствования сбора результирующих данных о раке простаты» (Leveraging Pervasive Technologies to Improve Collection of Prostate Cancer Outcome Data) являются Йатиндер Палта (Jatinder Palta), Винцент Форухар (Vincent Frouhar) и Роберт Злотецки (Robert Zlotecki). Рак простаты – наиболее распространенный вид раковых заболеваний, в США каждый год наблюдается около 190 тыс. новых случаев этой болезни. В последние годы резко вырос уровень выживаемости – в 2010 году от рака простаты умерло менее 30 тыс. мужчин; подавляющее большинство больных осталось в живых. Однако даже после успешного завершения лечения клинически локализованной злокачественной опухоли простаты многие мужчины продолжают испытывать мочевые, кишечные, половые и гормональные симптомы, которые сохраняются в течение месяцев и более, поэтому для лечения рака простаты очень важна всесторонняя и точная оценка качества жизни, связанного со здоровьем (health-related quality of life, HRQOL). В медицинском сообществе разработаны инструменты для количественной оценки природы и степени серьезности симптомов, связанных с лечением рака простаты, однако исследования показали, что при раке простаты в начальной или даже запущенной форме врачебные оценки симптомов пациента не всегда коррелируют с его собственной оценкой HRQOL, что подчеркивает важность такой самооценки.

ИТ могут предоставить развитые технические средства для сбора данных и обеспечения своевременного медицинского вмешательства в связи с раком простаты. Web 2.0 может помочь в решении наиболее важной проблемы, препятствующей сравнительному изучению эффективности лечения, – проблемы отсутствия возможности получения точных и полных результирующих данных от пациентов, которым лечили их болезнь с применением разных подходов и технологий. Кроме того, Web-приложения потенциально могут обеспечить глобальную регистрацию результатов лечения всех мужчин, переживших рак простаты.

Последняя статья тематической подборки представлена Марком Вейтцелем (Mark Weitzel), Энди Смитом (Andy Smith), Скоттом де Деугдом (Scott de Deugd) и Робертом Йейтсом (Robert Yates) и называется «Модель Web 2.0 для ориентированных на пациентов приложений медицинской информатики» (A Web 2.0 Model for Patient-Centered Health Informatics Applications). Медицинский протокол – это зафиксированный план выявления, диагностирования и лечения конкретного заболевания. Например, протокол для хронического бронхита начинается с выявления предшествующих заболеваний, фиксации ассортимента принимаемых пациентов лекарств и выполнения клинического обследования, за которым следует повторяющаяся последовательность медицинских назначений на основе результатов предыдущих шагов. Клинические испытания фармацевтических препаратов и медицинского оборудования также основываются на протоколах, определяющих порядок оценки и сбора результатов испытаний. Протоколы нормируются на основе передовой медицинской практики, коллективного опыта и оцениваемых показателей. Такие протоколы разрабатываются и применяются медицинскими работниками в качестве руководств, помогающих им избежать неэффективных способов лечения, допуская при этом вариации, основанные на собственных профессиональных мнениях и опыте.

Медицинские работники сопоставляют результаты лечения с установленными протоколами, используемыми для оценки эффективности применяемых методов и подходов. На основе этой обратной связи при наличии полных и точных данных о результатах лечения могут модифицироваться и сами протоколы. Каждый пациент и каждый врачебный случай уникальны, так что имеется аналогичная потребность в оценке эффективности использования врачами протоколов или отклонений от них, а также в критериях, позволяющих оценить успешность изменения протоколов.

Технологии Web 2.0 способствуют преобразованию онлайн-сообществ и социальных групп в эффективные сети поддержки здравоохранения. Пациенты, участвующие в этих сообществах, могут совместно использовать качественную, а зачастую и количественную информацию о планах медицинских мероприятий, диагнозах, медикаментах и т.д. Эти эффективные средства сотрудничества могут, в свою очередь, предоставить новые данные людям, участвующим в управлении здравоохранением и физической подготовкой. Однако, хотя многими такими сообществами поддерживаются на неформальном уровне механизмы, похожие на медицинские протоколы и планы лечения, они не приспособлены к анализу данных, собранных за пределами их конкретной предметной области.

Документированные медицинские протоколы и результаты и сегодня часто сопоставляются с другой электронной информацией из области здравоохранения для проведения непрерывного анализа и совершенствования протоколов, однако интеграция на основе Web 2.0 программно поддерживаемых протоколов с системами медицинской информатики может способствовать повышению качества врачебной помощи и снижению расходов. Авторы предлагают использовать открытые, основанные на стандартах технологии Web 2.0 для инкапсуляции медицинского протокола как компонента распределенного программного обеспечения. Предлагаемый подход позволяет настраиваться на потребности профессионалов в области здравоохранения. Функциональные средства должны быть доступны через стандартные возможности Web-браузеров.

Вне тематической подборки опубликованы две большие статьи. Статью «Архитектура Grid с точки зрения метапланирования» (Grid Architecture from a Metascheduling Perspective) написали Эдуардо Хуэдо (Eduardo Huedo), Рубен Монтеро (Rubеn Montero) и Игнасио Лоренте (Ignacio Llorente). Технологии grid полностью изменяют облик интернет-сервисов – в большой степени это связано с поддержкой совместного использования ресурсов и обмена ими. Поскольку технологии grid поддерживают слабосвязанные компьютерные среды с несколькими доменами административного управления, автономией, масштабируемостью, неоднородностью и динамикой, они способствуют развитию бизнеса благодаря применению новых моделей аутсорсинга, коммунального компьютинга и сервисов. Для раскрытия потенциала этих технологий выполняются проекты по созданию региональных и национальных grid-инфраструктур.

Неотъемлемой частью этой работы является разработка схем организации и классификации вычислительных grid-систем и их компонентов. Некоторые способы классификации основываются на организации планировщика, классификации архитектур как централизованных, иерархических и децентрализованных. Авторы расширяют этот подход, предлагая таксономию grid-архитектур с точки зрения метапланирования. Эта таксономия используется для исследования проблем координации ресурсов и интероперабельности, прежде всего в инфрастуктурах, в которых применяется GridWay Metascheduler, обеспечивающий крупномасштабное совместное использование ресурсов, управляемых разными локальными системами управления ресурсами.

Как показано на рис. 2, в таксономии различаются две категории grid-инфраструктур: единая grid-инфраструктура с несколькими доменами административного управления и несколько взаимодействующих инфраструктур. В инфраструктурах первой категории считается, что координировать ресурсы, принадлежащие разным доменам административного управления, должна grid-инфраструктура, и поэтому в ней отсутствует централизованное управление. При этой координации grid-инфраструктура отличается от grid-системы, о которой должен заботиться только один домен административного управления. Grid-система – это всего лишь вычислительный движок, поставляющий ресурсы в grid-инфраструктуры, а не самостоятельная инфраструктура.

В grid-инфраструктурах второй категории имеется либо один уровень метапланирования, либо несколько таких уровней. Метапланировщики на одном уровне («плоская федерация») общаются через адаптеры. Метапланировщики на нескольких уровнях («иерархическая федерация») общаются посредством шлюзов.

Классификация архитектур планирования grid в соответствии с особенностями метапланирования облегчает понимание архитектурных преимуществ в зависимости от контекста использования. Такое понимание будет требоваться, например, при определении архитектуры European Grid Initiative, направленной на обеспечение общей инфраструктуры для всех европейских исследовательских сообществ и их коллег из других континентов. Для реализации этого замысла разработчикам необходимо найти способ бесшовной интеграции существующих grid-систем и инфраструктур, что приведет в конце концов к получению «грида гридов». Это похоже на то, как повышение уровня интероперабельности интранет-систем позволило сформировать сегодняшний облик Интернета.

Наконец, последняя большая статья июльского номера представлена Кеннетом Флейшманном (Kenneth Fleischmann) и Вильямом Уоллесом (William Wallace) и называется «Конфликт интересов в вычислительном моделировании» (Value Conflicts in Computational Modeling). Вычислительные модели появляются в результате сотрудничества и взаимодействия людей, представляющих разные группы заинтересованных лиц. У каждого из них имеются свои интересы, и это помогает формулировать требования к моделям, однако часто эти интересы не совпадают, что приводит к конфликтам между участниками, влияющим на разработку и реализацию модели. Представим себе ситуацию, в которой могли бы оказаться менеджеры некоторого пенсионного фонда до наступления последнего экономического спада. Например, они могли бы использовать вычислительную модель, предсказывающую поведение рынка ценных бумаг, но не раскрывающую логику такого предсказания. В этом случае для разработчиков модели больший интерес представляет точность, а не прозрачность модели, что могло бы поставить менеджера фонда перед дилеммой: либо слепо доверять модели, либо действовать вопреки ее рекомендациям. Любой из вариантов чреват риском, так что лучше было бы сделать модель более прозрачной, чтобы менеджеры использовали ее для принятия осмысленных решений, и это отвечало бы также и интересам пенсионеров. Следовательно, в данном случае потенциальный конфликт между разработчиками модели и пользователями можно было бы разрешить, что повысило бы эффективность ее использования.

Разработчики часто относятся к моделям как к чисто математическим абстракциям, не проявляя никакого интереса к прикладным или этическим аспектам. Однако модели – это не чистые абстракции, они имеют смысл только в контексте использования, включающем интересы как разработчиков, так и других лиц, в том числе клиентов, пользователей и тех людей, на которых влияет использование модели. Модели следует разрабатывать, учитывая все интересы. Однако случаи подобной разработки пока являются исключением, а далеко не правилом.

Авторы применили данные, собранные в результате опросов пользователей, для анализа влияния конфликтов интересов на разработку и использование моделей. Цель состоит в выявлении основных конфликтов, сказывающихся на успешности как процесса моделирования, так и моделей в качестве конечных продуктов.

Автор: Сергей Кузнецов, источник: http://www.osp.ru/os/2010/07/13004499/


Назад к новостям