Мы публикуем текст этой публикации, взятый со страницы http://pravda.pskov.ru/main/331.html сайта "Псковской правды".
Электронное здравоохранение: плюс качество, минус очереди
Только в нашей газете // 15 июля, Виктория Голубкова, фото Натальи Барановой и пресс-службы Администрации области
Псковская область – первая в стране, где информатизацию здравоохранения проводят на региональном уровне. Через пару лет подавляющее большинство медиков области будут вовлечены в инновационный процесс. Что это такое? С чем столкнулись проводники губернаторской идеи в жизнь? Кто следующий в системе? Начальник управления информационных технологий Администрации Псковской области Юрий Колесников дал эксклюзивное интервью «Псковской правде».
Идея проекта информатизации здравоохранения области такова, объясняет Юрий Колесников: с помощью двух информационных систем, одной внутри лечебного учреждения, второй - общей, областной, планируется перевести практически весь поток медицинской информации в электронный вид.
Что это дает? Ключевое звено сферы здравоохранения - врач. Именно через него распределяются все ресурсы, в том числе временной и финансовый. Эта деятельность остается «за кадром». Является ли решение врачей наиболее рациональным и адекватным? Анализ такой информации дает возможность не только осуществить контроль, но и более эффективно управлять лечебным процессом перераспределения
ресурсов. «Прозрачность» оказания медицинской помощи - основной момент информатизации сферы.
Отсюда следствия. Вот только часть из них:
- Подтасовать сведения, когда они напрямую попадают в информационную систему и сразу выходят наверх, очень сложно. Компьютер может оценить все данные на непротиворечивость, подсчитать контрольные соотношения в целом по области или по каждому району, выявить отклонения в ту или иную сторону - то есть провести первичную обработку информации, подготовить ее для анализа специалистами.
- Региональная система «снимает сливки» систем из поликлиник и больниц - систематизирует и анализирует статистику, выдает общую картину, позволяет намечать стратегию.
- Запись на прием будет упорядочена.
- Централизация информации в локальной сети исключит переход из одного кабинета в другой с карточками и справками. Врач, подключившийся к процессу лечения больного, изучит историю болезни в электронном виде.
- Система позволит медикам планировать нагрузку, а руководству - увидеть реальное расписание подчиненных.
- История болезни станет понятнее пациентам. Бумажная карточка сохранится, но ее перестанут заполнять от руки. Вместо «скорописи» - вклеенные распечатки по итогам приема специалиста или результатов анализа.
- Новый подход позволяет оценить экономическую эффективность лечения и найти наиболее оптимальные механизмы работы, - считает Юрий Колесников. - Пример из жизни: в девяностые годы в Институте скорой помощи (Санкт-Петербург) за счет оценки затрат удалось понять, почему теряются деньги, и оптимизировать процесс. Один из первых шагов - свой диагностический центр институт перевел на круглосуточный режим работы. В результате анализы стали приходить быстрее на сутки. Следовательно, пациентов быстрее обследовали и выписывали. Совокупность мер дала потрясающие результаты - в то время, когда коллегам бюджетных денег ни на что не хватало, институт смог покупать новое оборудование и премировать сотрудников. Главврач, если он в этом заинтересован, с помощью системы сможет изменить работу таким образом, чтобы финансовые ресурсы использовались наилучшим образом.
- Очереди в поликлиниках со временем должны сойти на нет.
ЦИТАТА:
Юрий Колесников, начальник управления информационных технологий Администрации Псковской области:
- Губернатор согласен увеличивать расходы на здравоохранение, но только в том случае, если эти средства действительно пойдут на повышение качества медпомощи, а не на «укрепление материальной базы». Информатизация здравоохранения только ради повышения эффективности управления имеет небольшую ценность. Когда медработники поймут, что информационные технологии - это отдельный и важный ресурс, который можно использовать для улучшения качества их работы, и, поняв это, научатся пользоваться ресурсом, тогда отдача от проекта будет максимальной.
Трудно быть первым
- Год назад губернатор предложил информатизировать здравоохранение. Вы выбрали карельскую Комплексную медицинскую информационную систему (КМИС). Почему?
- Сказать, что мы выбрали эту систему, было бы не совсем верно. Компания, предложившая поставку КМИС, выиграла открытый конкурс, объявленный государственным комитетом по здравоохранению и фармации. Подготовка этого конкурса потребовала провести большую работу и заняла почти четыре месяца. Первым этапом был анализ рынка систем для здравоохранения. Вторым - более близкое знакомство с некоторыми из систем - компании-разработчики приезжали к нам в область с презентациями и демонстрационными стендами, на которых специалисты рабочей группы (врачи, управленцы, программисты) «вживую» могли оценить сильные и слабые стороны. На следующем этапе рабочая группа выработала требования и шкалу оценок. В итоге по соотношению цены и качества выиграл комплекс из двух систем: карельской КМИС и пермской «Промед» (региональная система, внедрение которой запланировано на ближайшие недели. Мы только что закончили монтаж центра обработки данных в областной больнице, в который будет стекаться информация из учреждений области).
- Некоторые работы шли с отставанием от графика. Что помешало уложиться в сроки?
- Действительно, некоторые работы, к сожалению, завершились с отставанием от графика. Одна из причин - безответственное отношение бизнеса к своим обязательствам. В соответствии с Федеральным законом все крупные закупки в госсекторе осуществляют путем проведения конкурсов или аукционов - это позволяет получить наиболее выгодные условия. Очевидный минус - растянутые сроки. К примеру, для проведения конкурса нужно 45 дней. Приходится планировать работу таким образом, чтобы учесть эти задержки. Однако при реализации этого проекта мы столкнулись с ситуациями, которые запланировать невозможно. Закон максимально защищает свободную конкуренцию и прозрачность государственных закупок, в то же время государственные заказчики порой оказываются заложниками коммерческих структур. Участники аукционов и конкурсов выигрывают торги, предлагая фантастически низкие цены, а потом затягивают процессы, уклоняются от заключения контракта и так далее. Приведу несколько примеров: две псковские компании выиграли в феврале аукцион на поставку серверов с ценой по некоторым лотам в два раза ниже начальной. А потом начались хождения по мукам и бесконечная череда обещаний. Два месяца мы пытались добиться подписания контрактов. Не помогали и объяснения большой социальной значимости проекта. Только в апреле нам удалось признать их уклонившимися от подписания контракта и найти выход из сложившейся ситуации. Второй случай произошел при проведении запроса котировок на закупку небольшой партии компьютеров. Первое и второе место заняли две совершенно неизвестные организации с нереальной ценой - меньше 9 тысяч рублей за
компьютер.
- Это не насторожило?
- А что делать? Мы связаны законом по рукам и ногам. Они предложили наименьшую цену и выиграли. Приехал человек, забрал контракты. Только этого курьера мы и видели. По указанному адресу, как выяснилось, никакой организации нет. В результате закупка не состоялась, и мы потеряли двадцать дней в ожидании другого, общего аукциона. Такое впечатление, что компании хотят любой ценой получить заказ, переоценивая свои возможности. Конечно, по каждому инциденту можно обращаться в суд, а это опять же потеря драгоценного времени. Поэтому ждем от наших партнеров более ответственного отношения к участию в государственных
проектах...
- А штрафные санкции не работают?
- По закону штраф составляет не менее одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка от суммы невыполненных обязательств, это три сотых процента - смешная сумма, если речь не идет о миллионных контрактах. По сложившейся практике именно такую ответственность устанавливали обычно и для заказчика, и для поставщика.
- Это - единственная проблема, с которой вы столкнулись?
- Скажем так, наиболее болезненная. Еще одна - абсолютный дефицит кадров. Я думал, в столицах с этим попроще - но в московских компаниях о том же говорят, только цена вопроса другая. Острый кадровый голод, даже не квалифицированных специалистов, а просто обучаемых, толковых людей! Для того чтобы сформировать команду, которая будет внедрять систему, мы перетрясли весь город, с трудом набрали три четверти состава. Особенно сложно с программистами. Людям после вуза проще зарабатывать, собирая компьютеры, устанавливая программы и помогая пользователям.
Плюс возникли сложности с подключением диагностического оборудования к информационной системе. Система должна «считывать» результаты диагностики с минимальным участием персонала, иначе риск ошибочного и несвоевременного ввода очень велик. К примеру, диагностический центр областной больницы выполняет по 30 тысяч исследований в сутки. Из технических проблем эта волнует нас больше всего. Ищем пути решения.
Первый пошел...
Человеческий фактор не менее важен, чем технический. Реакция на нововведения, как известно, проходит три стадии, от резкого неприятия до активного использования. Минимизировать негатив позволили превентивные меры. Во-первых, изначально было понятно: если руководство не приветствует перемены, их не будет. Так что для внедрения систем выбирали те учреждения, где главврачи шли навстречу и, как в областной больнице, информатизация крайне необходима. Во-вторых, количество пользователей в псковской поликлинике №3, первом учреждении проекта, наращивали постепенно. Сначала установили компьютеры в регистратуре, у нескольких участковых врачей и в одну лабораторию. Научили использовать самые основные функции системы - ввели следующую партию. Для того чтобы реально научить работать на ПК, создали в поликлинике мобильный учебный «микрокласс» - отдельный кабинет, шесть ноутбуков плюс преподаватель - и врачи, медсестры в свободное от работы время приходят учиться.
В псковской поликлинике №3 все готово для того, чтобы «процесс пошел». Началось внедрение в консультационной поликлинике областной больницы, полностью закончен монтаж сетей и оборудования Островской центральной районной больнице.
- Да, в ходе реализации проекта возникают сложности, нюансы, но на ошибках учатся, - оптимистичен Юрий Колесников. - Первый этап мы заканчиваем, начали готовить для включения в проект следующую группу учреждений - ЦРБ Невеля, Пустошки, Пушкинских Гор, Порхова. Объявили аукционы по сетям, серверам. В условиях прописали гораздо более жесткие санкции за нарушение обязательств...