Комитет СФ по социальной политике и здравоохранению и Комиссия СФ по информационной политике провели совместный «круглый стол» на тему «Актуальные вопросы информатизации при реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации». В обсуждении приняли участие представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Росздравнадзора, ФАС, Федерального Фонда ОМС и его территориальных управлений, а также представители органов управления здравоохранением субъектов РФ и специалисты медицинских информационно-аналитических центров, эксперты в области информатизации.
Выступившая с вступительным словом председатель Комиссии СФ по информационной политике Людмила Нарусова отметила, что Комиссия СФ активно занимается работой по данному направлению с 2002 года, однако и сегодня ситуация далека от совершенства.
Председатель Комиссии СФ озвучила данные Минздравсоцразвития, согласно которым сегодня в России выход в Интернет имеет лишь треть медицинских учреждений, непосредственно в лечебных процессах задействована лишь пятая часть компьютеров, а остальная техника используется лишь в административно-хозяйственных целях. Только 8% лечебно-профилактических учреждений используют в своей деятельности системы ведения электронных медицинских карт, менее 3% оснащены средствами телемедицины.
«Уровень компьютеризации и информатизации отечественного здравоохранения не отвечает современным требованиям, – отметила Л.Нарусова. – Вместе с тем, построение эффективной системы здравоохранения в России невозможно без широкого использования информационных технологий». В целом, отметила она, информатизация здравоохранения призвана увеличить пропускную способность лечебно-профилактических учреждений, наладить управление потоками пациентов, улучшить систему оказания медицинской помощи населению, повысить эффективность работы медицинских учреждений. Информационные системы, по ее словам, позволят сделать процесс оказания медицинской помощи прозрачным, оптимизировать расходы и повысить качество медицинских услуг.
Особое внимание Л.Нарусова обратила на проблему защиты персональных данных в процессе информатизации здравоохранения. По ее словам, как отечественный, так и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что информационные системы не всегда имеют надлежащую защиту и допускают несанкционированный доступ к конфиденциальным сведениям, причем на самых разных уровнях. В связи с этим, практическая реализация этого направления информатизации потребует повышенного контроля со стороны органов государственной власти за исполнением требований законодательства и соблюдения прав граждан в этой сфере.
Также Л.Нарусова предложила внести в проект рекомендаций предложение о том, чтобы показатели оснащенности медицинских учреждений компьютерной техникой и степень эффективности ее использования учитывались в процессе оценки работы глав субъектов РФ руководством страны. По ее мнению, это будет стимулировать внимание руководителей регионов к модернизации здравоохранения.
«По экспертным оценкам, внедрение медицинской информационной системы в лечебно-профилактическом учреждении позволяет уменьшить время постановки диагноза на 25%, сократить время поиска информации в четыре раза, увеличить поток больных на 10-20%, а также значительно снизить процент врачебных ошибок, – отметила Л.Нарусова. – Расширение использования информационных технологий в сфере здравоохранения позволит повысить качество диагностики и реабилитации и, как следствие, обеспечит снижение смертности, инвалидности, увеличение доли активного трудоспособного населения страны и продолжительности жизни».
Первый заместитель председатель Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению Лариса Пономарёва также признала, что данная тема является актуальной уже много лет. Сенатор призвала участников мероприятия к активному обмену мнениями.
С основным докладом выступил заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ Илья Массух, который рассказал об особенностях построения единой информационной системы в здравоохранении. По его словам, успешное внедрение информационных технологий в процессе модернизации здравоохранения позволит решить целый комплекс задач. Для граждан это будет связано с повышением адресности и доступности медицинских услуг, ростом эффективности диагностики и лечения, сокращением сроков ожидания медицинской помощи; для медицинских организаций – с повышением качества планирования ресурсов, а для органов управления здравоохранением – уровня контроля за расходом средств и качеством оказания медицинских услуг. При этом, по словам И.Массуха, в одиночку ни один регион не сможет решить столь серьезный комплекс проблем, что требует от федеральной власти особого внимания. В целом, сообщил он, в 2011-2012 гг. на информатизацию системы здравоохранения направляется около 29 млрд. рублей.
Выступившая на заседании исполняющая обязанности руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова рассказала об актуальных вопросах информатизации при реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ. Она сообщила, что в рамках программ модернизации здравоохранения субъектов РФ в 2011-2012 годах предусмотрено внедрение современных информационных систем в здравоохранение. Мероприятия в данной сфере включают такие направления, как ведение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг, электронной медицинской карты гражданина, запись к врачу в электронном виде, обмен телемедицинскими данными, внедрение систем электронного документооборота, ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения субъекта РФ. «При этом дело не только в том, чтобы просто поставить компьютеры в поликлиниках, – подчеркнула Е.Тельнова. – Надо умело и эффективно пользоваться этой системой».
Участники «круглого стола» были едины во мнении, что современные медицинские информационные системы предоставят врачам и пациентам качественно новые возможности. Вместе с тем, их внедрение порождает ряд проблем, требующих решения. Эти проблемы связаны с нормативным правовым регулированием, с вопросами разработки и внедрения таких технологий, с кадровым обеспечением, защитой персональных данных и процессом стандартизации.
По итогам обсуждения был принят ряд рекомендаций. В частности, Правительству РФ рекомендовано поручить заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать порядки ведения, хранения и обмена медицинскими данными, представленными в электронном виде, закрепить статус электронных документов в системе здравоохранения, совершенствовать механизм создания системы информационной безопасности при их использовании.
Также было рекомендовано предусмотреть возможность организации последипломного образования и повышения квалификации медицинских работников в сфере использования информационных компьютерных технологий, а также подготовки достаточного количества специалистов для разработки и внедрения информационных систем и технологий в здравоохранении, предусмотреть усиление кадрового потенциала медицинских организаций за счет введения дополнительных штатных единиц в подразделения, занимающиеся информационными технологиями.
Участники рекомендовали закрепить за медицинским информационно-аналитическим центром субъекта РФ статус оператора действующих и создаваемых региональных информационных ресурсов, обеспечивающий юридически обоснованный информационный обмен с территориальным фондом ОМС и страховыми медицинскими организациями,
Субъектам Российской Федерации было рекомендовано при внедрении информационных систем в здравоохранение создавать региональные программы обучения медицинских работников современным информационным технологиям, а также активнее создавать единые информационные ресурсы региона на базе региональных медицинских информационно-аналитических центров.
Источник: http://www.gosbook.ru/news/20271